БОРЕЦ ВИКТОР СОСУНОВСКИЙ СПАЛ В МАШИНЕ И ЕЗДИЛ НА СОРЕВНОВАНИЯ ЗА СВОЙ СЧЕТ: ВСЕ РАДИ ОЛИМПИЙСКОЙ МЕЧТЫ

. Количество просмотров: 1522
БОРЕЦ ВИКТОР СОСУНОВСКИЙ СПАЛ В МАШИНЕ И ЕЗДИЛ НА СОРЕВНОВАНИЯ ЗА СВОЙ СЧЕТ: ВСЕ РАДИ ОЛИМПИЙСКОЙ МЕЧТЫ

Дороги к мечте бывают разными, но легкими — никогда. Беда в том, что мечтать любят все, а вот идти к поставленной цели, невзирая на трудности и проблемы, желающих гораздо меньше. Иные и вовсе считают, что поднять пятую точку с дивана и дотащить ее до работы — это уже почти подвиг. Но Виктор Сосуновский уж точно не из их числа. За свое место под солнцем он привык бороться, а судьба, как известно, настойчивых любит.

Прошлым летом Сосуновский отметил юбилей — исполнилось 30. Для спортсмена возраст немолодой, и Виктор борец известный: выигрывал серебро и бронзу чемпионатов мира и Европы, поднимался на пьедестал I Европейских игр в Баку. Только вот на Олимпиадах бороться пока не доводилось. На пути в Лондон-2012 проиграл конкуренцию за место в составе двукратному и действующему на тот момент чемпиону мира Алиму Селимову. В Рио-2016 вместо него отправился Джавид Гамзатов и вернулся с бронзой.

Шансы пробиться на Токио-2020 виделись тоже туманными: надежды полной грудью вдохнуть воздух Игр и вписать свое имя в историю разбивались о затеянные Международной федерацией реформы — смену олимпийских весовых категорий. Собственный вес Сосуновского оказался ни в пять, ни в десять, аккурат между двумя категориями — 77 и 87 кг. А пролет мимо II Европейских игр в прошлом году, когда сгонка веса далась тяжело и результата не принесла, лишь подтверждал опасения. Но этот парень сдаваться не привык. С детства.

— Я никогда не был хулиганом, — говорит Виктор Сосуновский. 10 утра в Стайках — самое время для разговора. Режим на сборах у наших борцов спартанский: к этому времени Виктор успел проснуться, сходить на зарядку, позавтракать и снова поспать, пока его не разбудил мой настойчивый стук в дверь. До утренней тренировки оставался еще час, и мы предались воспоминаниям.

— Я был простым мальчишкой с домашним воспитанием. Оторви и выбрось — это явно не про меня. А в зал борьбы попал благодаря, скажем так, семейной традиции: дедушка, папа, дядя — все занимались борьбой, а потому и у меня выбора не было.

— Подавал надежды?

— Занимался себе и занимался. Работал усердно, тренировки не пропускал, но звезд с неба не хватал. А первые соревнования и вовсе без улыбки не вспоминаю. Недавно в Борисове, где родился и вырос, в кафе встретил парня. Поздоровались. Я сел за столик, смеюсь. Жена спрашивает: «Ты чего?» А мне вспомнилось… Как раз один из первых турниров. Выпало с этим парнем бороться. Папа меня настроил как положено, дал ценные установки, расписал план схватки. Вышел я и тут же попался «на бедро»: оставшееся время до перерыва он меня дожимал на туше, а я стоял на мостике, защищаясь. В свой угол шел, обливаясь слезами. Папа успокоил, придумал новый план, снова настроил и бросил в бой. Вышел — та же картина: снова «бедро», снова дожим, снова стойка на мостике. В итоге в таком положении всю схватку и отстоял...

В этом первом опыте можно увидеть обыкновенное поражение, а можно — характер: ведь устоял же! Виктор вообще удивительно упорный и целеустремленный парень, которому вполне можно дать приз в номинации за силу воли плюс характер. Борцы сами по себе, как правило, люди твердые словно кремень, но Сосуновский к тому же еще из тех, про которых говорят: «Сделал себя сам». Другой бы на его месте давно бросил и спорт, и эту борьбу в частности, но он не сдавался. Даже когда никакого просвета впереди не было.

— Переход из юношеского во взрослый спорт дался непросто. Хотел поступать в БГУФК, но мест на бюджете не оказалось. Пришлось идти на заочное, да еще и на платное. Это был тяжелый момент. 20 лет — возраст не детский, а тут ни ясности с дальнейшей судьбой, ни толковых перспектив. В сборную на ставку не брали, но завязывать очень не хотелось: видел, что не худший. Никто не звал, но я все равно ездил тренироваться в Стайки. Сам. Папа давал машину, я садился за руль и мчал к утренней тренировке из Борисова. Пахал, ел то, что брал с собой, и, восстанавливая силы, спал прямо в машине. И летом. И осенью. И даже зимой. Потом шел на вторую тренировку. Снова пахал. Мылся и ехал обратно в Борисов. И такая круговерть в режиме нон-стоп.

— Руки не опускались от безнадеги?

— Скорее наоборот: эта ситуация заводила и подстегивала. Знаешь, как говорят, чем тяжелее условия, тем отчаяннее сражаешься. Зная, что в милиции большое внимание уделяется спорту и физической подготовке, пошел служить. Так оказался в 8-м взводе 3-й оперативной роты ОМОН ГУВД Мингор­исполкома. К слову, до сих пор служу там в звании прапорщика и очень благодарен за все, что они для меня сделали и делают, а также за понимание и за то, что всегда идут навстречу. Месяц стажировался, потом полгода в учебке. Работая, продолжал тренироваться. Утром борцовский зал в Борисове, после обеда служба в Минске. Если первая смена, в зал шел вечером. Вся зарплата уходила на бензин, за год по маршруту Борисов — Минск — Борисов 70 тысяч километров наездил!

— Настойчивый же ты парень!

— Сборную Беларуси тогда возглавлял Геннадий Сапунов — аксакал тренерского цеха, работавший еще с командой Советского Союза. Наставник авторитетный и очень жесткий. Он был не против, что я приезжал в Стайки, но в национальной команде меня не видел. А тут случился турнир в Польше. Я подошел к Геннадию Андреевичу, и у нас приключился примерно такой разговор. «Хочу поехать», — сказал я. «Зачем?» — не понял он. «Побороться. Я за свой счет. Самостоятельно, на личном авто». Он не понял еще больше: «Оно тебе надо?» «Надо» — отвечаю. «Езжай, — говорит, — мне все равно». А подумав, добавил: «Но мы тебе помочь ничем не сможем». Полагаю, он подумал, что я парень со странностями, но мне было не важно. Снова за руль, снова в путь. Сутки добирался, много часов простоял на границе, но отборолся очень прилично. В первой схватке победил олимпийского чемпиона, во второй — чемпиона мира. В итоге только за выход в финал проиграл россиянину.

Геннадия Сапунова это впечатлило. Подошел: «С такой борьбой ты нам нужен». С того момента я официально попал в обойму сборной Беларуси.

Нынешний олимпийский год начался в нашей борьбе с маленькой сенсации: в чемпионат Беларуси Виктор Сосуновский неожиданно заявился в категорию до 77 кг и так же неожиданно для многих уверенно в ней победил. Поборов на пути к золотой медали признанных фаворитов в этом весе.

— Когда у тебя в голове окончательно утвердилось это решение: буду гонять вес?

— Оно само напрашивалось. Как логическое продолжение карьеры: всю жизнь ведь посвящаешь борьбе не ради того, чтобы мимо Олимпиады ходить. Хочется и поучаствовать, и выиграть. Буду пробовать.

Это пока лишь начало долгого пути Виктора Сосуновского к Токио-2020. Впереди ждет лицензионный чемпионат Европы в Польше. В марте — континентальный квалификационный турнир в Будапеште, а в самом конце апреля — мировой в Софии. Конкуренция на ковре сумасшедшая. Неудивительно, ведь допуск на Олимпиаду получат всего по 16 человек в каждом весе. Оказаться в их числе уже успех. Но Виктор рассчитывает на большее. И готов за свою мечту бороться.

 

Автор: Сергей Канашиц

Источник

Похожие новости